Репродуктивное здоровье подростков - зачем идти к гинекологу.

28 октября 2015 - Галкина Татьяна

      В структуре гинекологических заболеваний у девочек подростков основное место  занимают воспалительные процессы половых органов (61%) и  различные нарушения менструального цикла (54%), атипичные маточные кровотечения-25%, дисменореи-19%, ЗПС-11%, 8% составляют опухоли и опухолевидные образования,  заболеваний молочных желёз - 4% и 2% -пороки развития половых органов. 

 

    Обеспокоенность вызывает увеличение количества подростков с избыточной массой тела. Метаболические  нарушения и ожирение у девочек- подростков сопровождаются высокой частотой нарушения становления менструального цикла, а при достижении репродуктивного  возраста – бесплодием, гиперандрогениями,  различными гиперпластическими процессами,  высоким риском развития злокачественных новообразований  в репродуктивной  сфере и гормонозависимых  органах.

 

  У девушек с избыточным весом различные нарушения цикла встречаются в 4 раза чаще, чем у девушек с нормальной массой тела.

 

  Проблема нарушения  менструальной функции  существует и у девушек с дефицитом  массы тела.

 

 На формирование репродуктивной системы огромное влияние оказывают отрицательное воздействие внешних факторов и сопутствующей хронической соматической патологии, эмоциональных, умственных нагрузок, порой дети помимо обычных школ посещают репетиторов, дополнительные учебные заведения, недостаточное внимание уделяется физической нагрузке.

 

       Основными вариантами НМЦ являются гиперменструальные и гипоменструальные синдромы.

 

       Гипоменструальный синдром  характеризуется редкими (более 40 дней) и/или скудными  менструациями, вторичная аменорея отсутствие менструаций более шести месяцев.

 

       Гиперменструальный   синдром – обильные  и длительные (более 7 дней) менструации в пубертатном периоде.

 

    Маточные кровотечения пубертатного периода (атипичные кровотечения пубертатного периода) – патологические кровотечения в период становления репродуктивной системы, обусловленные нарушением продукции половых гормонов и не зрелостью или патологией ЦНС (гипоталамо - гипофизарной системы).

 

Дисменорея – патологическое состояние возникающее во время менструаций, часто сопровождаются целым  комплексом нейровегетативных, обменно-эндокринологических, психологических и эмоциональных отклонений, ведущим проявлением  является болевой синдром.

 

  Выделяют  дисменорею  первичную  (функциональной) и

 

вторичную (приобретённой: воспалительные процессы, аденомиоз, опухоли, органической – на фоне аномалий развития половых органов и др.)

 

Часто дисменореи имеют наследственный характер.

 

Нарушения полового развития – преждевременное половое развитие ППР – проявление вторичных половых признаков (увеличение молочных желёз, появление оволосения на лобке или подмышечных впадинах), а порой и менархе  до 8-9 летнего  возраста.

 

Причинами ППР могут быть заболевания центральной нервной системы, гормонпродуцирующие опухоли.

 

Задержка полового развития ЗПР – отсутствие развития  вторичных половых признаков до 14 лет и отсутствие менструаций в  возрасте 15 лет.

 

ЗПР может иметь функциональный наследственный, конституциональный характер, на фоне низкой массы тела профессиональные занятии я спорта с младшего возраста. А так- же более серьёзных нарушений, в следствии генетических аномалий, аномалией развития половых органов,  нарушением синтеза гормонов различных уровней, функциональной недостаточностью ЦНС (гипоталамуса и гипофиза).

     Необходимо тщательное  комплексное обследование девочек с целью выявления характера, причин нарушений и возможности их устранения, так как менструальная функция является в целом не только маркером зрелости репродуктивной системы, но и общего состояния организма.  

 

      От соматического и   репродуктивного здоровья девочек-подростков, от современной коррекции  патологии в детском и подростковом возрасте зависит здоровье их будущих  детей, а значит, и здоровье нашего будущего населения.

Заведующая ювенильным центром врач – гинеколог                            Н.А. Фунда

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий