ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ВСЕМИРНОМ ДНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ (17 СЕНТЯБРЯ 2025)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ВСЕМИРНОМ ДНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ (17 СЕНТЯБРЯ 2025)
Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.
Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.
Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи.
Безопасность медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности.
Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.
Глобальная Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.
В 2025 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Безопасная помощь каждому новорожденному и каждому ребенку», потому что Единичный инцидент в сфере безопасности педиатрической помощи может повлечь за собой пожизненные негативные последствия для здоровья и развития ребенка.
Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2025 г.:
- Повысить осведомленность мирового сообщества о рисках, связанных с оказанием педиатрической и неонатальной помощи в различных условиях, обратив внимание на особые потребности детей, их родителей и ухаживающих за детьми лиц.
- Побудить правительства, организации сферы здравоохранения, профессиональные органы и гражданское общество осуществлять долгосрочные стратегии повышения безопасности помощи, оказываемой новорожденным и детям, в рамках более широких инициатив по обеспечению безопасного и качественного обслуживания пациентов.
- Повысить роль родителей, воспитателей и самих детей в обеспечении безопасности пациентов путем расширения просветительской и информационной работы и содействия активному участию населения в процессе оказания помощи.
- Напомнить о необходимости активизации научных исследований по проблематике безопасности пациентов при оказании педиатрической и неонатальной помощи.
Тезисы Всемирного дня безопасности пациентов 2025 г.:
- Дети – не маленькие взрослые. Они нуждаются в индивидуализированной и безопасной медицинской помощи. Дети нуждаются в уходе и медицинской помощи, которые соответствуют их возрасту, весу, стадии развития, медицинским потребностям, способности коммуницировать и специфическим условиям.
- Безопасность превыше всего, всегда и в любом медицинском учреждении. Дети подвергаются наибольшему риску при проведении интенсивной терапии и сложных медицинских вмешательств. Их защита от небезопасного оказания медицинской помощи должна быть приоритетом.
- Наиболее распространенные причины вреда при оказании медицинской помощи хорошо известны. К ним относятся ошибки при назначении лекарств и постановке диагноза, инфекции, полученные во время лечения, проблемы с медицинским оборудованием, таким как трубки катетеров или мониторы пациентов, а также пропущенные признаки ухудшения состояния ребенка.
- Безопасность медицинской помощи зависит от наличия надежных систем и командной работы. Залогом безопасности детей является наличие эффективных и надежных систем, предоставление медицинскому персоналу необходимой поддержки и вовлеченность в процесс со стороны родителей и опекунов. Голос каждого имеет значение.
Для информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Безопасность пациентов – с самого начала!». Ведь каждый ребенок имеет право на безопасное и качественное медицинское обслуживание с самых первых дней жизни. Однако, ввиду быстрого роста, постоянно меняющихся потребностей в сфере охраны здоровья и особенностей заболеваемости, новорожденные и дети раннего возраста подвержены повышенному риску. Они зависят от взрослых, которые являются выразителями их потребностей и принимают касающиеся их решения. В зависимости от семейного социально-экономического статуса дети могут сталкиваться с дополнительными проблемами, например с отсутствием возможности получения необходимой медицинской помощи. В силу этих факторов дети в большей степени подвержены риску вреда при оказании медицинской помощи, если она не адаптирована с учетом их возраста, роста/массы тела, состояния здоровья и индивидуальных условий.
Все участники системы здравоохранения стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения[1]:
- примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти;
- в 50% случаев причинения вреда (один случай на 20 пациентов), в половине таких случаев ущерб здоровью вызван неправильной диагностикой и, как следствие, назначением лекарственных препаратов;
- во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется 4 из 10 пациентов, при этом до 80% таких случаев можно предотвратить;
- выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней;
- нанесение вреда пациентам может ограничивать мировой экономический рост;
- несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной осложнений почти у 25% пациентов;
- в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в больницах являются прямым следствием нежелательных событий;
О проблемах в сфере обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи свидетельствуют обращения граждан, поступившие в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, темой большинства из которых являются вопросы качества и безопасности медицинской деятельности.
В 2024 году в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения поступило 186835 обращений граждан и организаций, из них в центральный аппарат – 101673, в территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации – 85162.
Основным направлением контрольной и надзорной деятельности Росздравнадзора является федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности. В 2024 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности проведено 1 527 проверок, в 1198 из которых (78,5% от общего количества проверок) выявлено 7 097 нарушений.
В 2024 году продолжалось развитие контрольно-надзорной деятельности, реализуемой Росздравнадзором, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны здоровья. Так, в 2024 году проведено 26129 профилактических мероприятий, в том числе объявлено 21655 (82,9%) предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, совершено 4474 (17,1%) профилактических визита. Кроме того, проведено 2102 контрольных (надзорных) мероприятия, выявлено 17666 нарушений обязательных требований.
В целях снижения административных барьеров для пациентов и медицинских организаций ведется обеспечение максимальной открытости результатов деятельности: результаты контрольных мероприятий размещаются на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет и Едином реестре контрольных и надзорных мероприятий. В открытом доступе также размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, ежегодно размещаются в профилактических целях результаты анализа правоприменительной практики Росздравнадзора.
В работе по недопущению снижения ожидаемой продолжительности жизни граждан основные усилия Росздравнадзора были сосредоточены на контроле за сохранением ресурсов здравоохранения для оказания амбулаторной помощи на дому пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым и маломобильным гражданам, организацией доставки им необходимых лекарственных препаратов медицинскими и социальными работниками, а также волонтерами. Это позволило минимизировать необходимость посещения данными категориями пациентов медицинских и аптечных организаций в период пандемии и, как следствие, профилактировать их инфицирование возбудителем новой коронавирусной инфекции.
Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации.
В сентябре 2025 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:
- интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;
- проведение тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ;
- проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам диагностики и важности соблюдения требований по подготовке к диагностическим исследованиям.
- проведение Всероссийской олимпиады по безопасности в здравоохранении – для выявления уровня компетенций в различных направлениях безопасности медицинской деятельности.
- проведение Всероссийского конкурса «Лидер качества в здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.
Выражаем уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.
По всем вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов, рекомендуем обращаться в контакт-центр ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону +7(495)980-29-35 (доб. 139) или электронной почте info@nqi-russia.ru.
Информационные и методические материалы представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».
Предлагаем также делиться информацией о наиболее эффективных подходах к организации и проведению диагностических исследованиях в целях обеспечения безопасности пациентов, а также информацией о лучших практиках, касающихся обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, заполнив форму на нашем сайте в разделе «Банк лучших практик».
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ВСЕМИРНОМ ДНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ (17 СЕНТЯБРЯ 2025)